Само слово портрет происходит от фр. portrait- «изображать» и означает изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание (в частности, в литературе).
Портретное искусство возникло в глубокой древности. Ещё за много веков до н. э. оно было в большом употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа. Широко было развито портретное искусство и у древних римлян. Но с распространением христианства портрет, как самостоятельный жанр, уходит в тень на несколько столетий, уступая свое место религиозным сюжетам. И только в эпоху Ренессанса, когда человек снова стал восприниматься как личность и индивидуальность, портрет возвращается в европейское искусство как жанр и прочно занимает свое место среди искусств.
В Русском изобразительном искусстве портрет как самостоятельный жанр возникает в эпоху правления Петра I. В своем стремлении к европеизации России, наряду с техническими и социальными преобразованиями, Петр придавал большое значение и изобразительному искусству. В 17 веке русские художники активно посещали Европу с целью освоить премудрости «европейской манеры» живописи.
Также в это время в Россию активно приезжали зарубежные мастера, ввозились образцы европейской живописи. В этот период русские художники стремились увековечить на своих полотнах не только царей, но и представителей купечества, бояр, высшее духовенство. Картины дополнялись детальным изображением интерьеров, национальной одежды и т. д. Русский портрет с первых своих „европейских" шагов сразу обрел национальные черты - серьезность в отношении к человеку, прямоту его характеристики, соотнесение личности с необходимостью служения гражданственным идеалам. Именно в это время зародились два направления для дальнейшего развития портретного жанра в Русском искусстве. Первое - стремление к гражданственности, подчеркивание общественной роли людей, второе - лирическое, интимное.
XVIII век привнес в русский портрет пышность барокко и фривольность рококо. Язык парадного портрета стал сходен с языком «хвалебной оды» - эффектная поза, богатый интерьер, пышные ткани, сверкающие драгоценности, драпировки, колонны, яркий колорит. Но в то же время, в отличие от Европы, в русском портрете прослеживается стремление к правдивости, неистребимое даже условиями заказа. В этот период искусство портрета начинает развиваться во множестве различных направлений - это парадный портрет, полупарадный, интимный и камерный. Все эти направления отражают различные аспекты жизни общества. С этого времени портрет становится для нас иллюстрированной энциклопедией жизни и нравов общества. Он доносит до современного зрителя всю пестроту образов и типажей ушедшего времени.
XIX век - век романтиков и свободы мысли. Разочарование и мечта - вот два основных чувства, определяющие романтическое настроение. Портрету эпохи романтизма свойственно сосредоточение на чувстве и одухотворенность образов. «Нам надобны и страсти, и мечты, в них бытия условие и пища...» (Е. А. Баратынский). Сам художник становится воплощением героя эпохи.
Если начало двадцатого века в русском искусстве можно охарактеризовать как эпоху эксперимента, затронувшего все его направления, включая и портрет. То в середине и второй половине двадцатого века жанр портрета оказался практически не востребованным в советском искусстве. Нельзя сказать, что он совершенно исчез, но он утратил то свое предназначение, которое формировалось на протяжении нескольких столетий - живая летопись персонажей и образов эпохи. В это время даже жанр портрета был вынужден «служить» власти. Он стал каноничен и утратил индивидуальность.
Но художники в советский период воспитывались на классических традициях. Их учили на примерах лучших живописцев прошлых столетий. Многие из современных художников, как и в старые времена, сделали ни одну копию, прежде чем приступить к написанию собственных работ. И сейчас, те из них, которые остались привержены классическим традициям в русском искусстве, способны создавать портреты ни чем не уступающие произведениям мастеров эпохи барокко или романтизма.
вернуться